1. В действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку иностранного гражданина на миграционный учет. При этом под фиктивной постановкой на миграционный учет понимается постановка на учет только в жилом помещении. Таким образом должностные лица организаций, продающие иностранцам «липовые регистрации» с указанием в качестве адреса постановки на миграционный учет – адреса организации, не могут быть привлечены к ответственности.
Законопроектом предлагается закрепить понятие фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, в том числе по адресу юридического лица.
2. В настоящее время услуга по постановке иностранного гражданина на миграционный учет предоставляется при личном визите принимающей стороны или в исключительных случаях иностранного гражданина в органы миграции, МФЦ или на почту России.
Законопроектом предлагается установить возможность осуществления миграционного учета в электронном виде, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Сделаем оговорку, что такая возможность уже много лет предусмотрена для подачи уведомлений о заключении/расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, однако она в большинстве российских регионов до сих пор не реализована.
3. По действующему законодательству осуществлять постановку иностранных граждан на миграционный учет в собственном жилом помещении (выступать в качестве принимающей стороны) могут только постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие ВНЖ), а также высококвалифицированные специалисты, но только в отношении членов своей семьи.
В готовящемся законопроекте право иностранного гражданина – собственника жилого помещения выступать в качестве принимающей стороны для членов своей семьи не будет ограничено независимо от его статуса.
4. МВД готовится утвердить новое типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел на районном уровне в связи с передачей органам МВД функций Федеральной миграционной службы.
Положения о территориальном органе МВД на районном уровне определяют основные полномочия отделов, отделений МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям. В частности таким положением регулируется деятельность территориальных отделов по вопросам миграции.
В соответствии с законопроектом территориальный орган МВД на районном уровне наделяется следующими полномочиями в вопросах миграции:
- прием заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, ходатайств о признании беженцами на территории Российской Федерации;
- идентификация иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами;
- временное размещении лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, лиц, получивших временное убежище либо статус беженца;
- регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;
- оформление приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, их выдача;
- продление срока действия, восстановление, аннулирование виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации;
- продление либо сокращение срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
- принятие решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства.
Следует обратить внимание, что среди указанных полномочий отсутствуют полномочия по приему от работодателей уведомлений о заключении/расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами. С учетом положений нового регламента, в котором указано, что работодатель обязан уведомить о заключении трудового договора территориальный орган миграции на региональном уровне, предоставление уведомлений о заключении трудовых договоров в районные отделы выпадает из правового поля.
5. По действующему законодательству с 1 июня 2017 года на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности на основании иностранных водительских удостоверений вводится запрет.
Законопроектом предлагается перенести срок введения запрета на 1 июня 2018 года.